Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Школьный музей «Клио» « МБОУ-СОШ №17 г. Армавир

Версия для слабовидящих

Школьный музей «Клио»

WhatsApp Image 2023-01-30 at 21.51.27История создания школьного исторического музея «КЛИО»

 

Чувство любви к Родине само по себе, стихийно, не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет.  И здесь важную роль играет школьный музей.

История школы, города, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями.

Как утверждал В.А. Астафьев: «Память — это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим …». Наша школа бережно относится к событиям прошлого и хранит память создания и развития школы.

Уклад, дух нашей школы незаметно, но сильно и прочно связан с историей развития школьного музея. В 2002 году на базе МБОУ-СОШ № 17 был открыт музей боевой и трудовой славы. Основную экспозицию музея составляли материала об участниках Великой Отечественной войны, героях интернационала, погибших при исполнении долга, а также выпускники школы, участвующие в локальных вооруженных конфликтах. В музее были собраны фотографии, документы, ордена и медали из личных семейных архивов и их автобиографии. В нашем музее хранятся экспонаты, подаренные учениками и учителями нашей школы периода Великой Отечественной войны, а именно гильзы, солдатская каска, личная военная фуражка, патефон довоенного образца и виниловые пластинки. В 2014 на базе музейной комнаты боевой и трудовой славы был создан музейный клуб «КЛИО» историко-краеведческой направленности. Музейный клуб вел активную работу по сбору информации об истории нашей школы, уходящей в далекий 1885 год. Состоятельный граждан нашего города по фамилии Балконский передал построенное на собственные средства здание под школу для бедных. С тех самых лет неоднократно менялось название школы, в годы Великой Отечественной войны школа вынуждено поменяла свой адрес, но в 1982 году было открыто новое здание на Ленина 28. А уже 6 июля 2011 года средняя школа была переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — среднюю общеобразовательную школу № 17.

Замечательные люди руководили школой в разные годы. Здесь начинал трудный путь руководителя педагогическим коллективом один из лучших представителей директорского корпуса народного образования города Армавира Недбаев Михаил Мамонович, работавший затем директором армавирских школ № 5 и № 1. В возрасте 29 лет был назначен директором восьмилетней школы № 17 Погосов Георгий Иванович, ныне кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Армавирского госпедакадемии, до недавних пор бессменно руководивший кафедрой многие годы. С 1953 по 1965 годы школой руководил замечательный педагог Проворов Николай Николаевич, и сегодня остающийся в строю активных воспитателей подрастающего поколения. Захватывающе интересно рассказывает Николай Николаевич ребятам во время частых посещений школы о наших традициях, о нашей истории, особенно о Великой Отечественной войне.
Особый след в развитии школы оставила Литвиненко Надежда Григорьевна, руководившая школой в течение 26 лет. Во многом её стараниями было построено новое, современное на тот исторический момент здание школы.

12 лет руководила школой Павлова Анна Хачатуровна, отличник народного просвещения, руководитель высшей категории, учитель русского языка и литературы высшей категории.

В настоящее время МБОУ-СОШ №17 руководит Марина Эдуардовна Бабиян, учитель высшей квалификационной категории, педагог-психолог, почетный работник сферы образования Российской Федерации

Школа помнит своих выпускников, участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов и с гордостью носит имя Героя Советского Союза, летчика Александра Николаевича Бражникова. За годы страшной Великой войны отважный летчик совершил 109 боевых вылетов, уничтожил 7 автомашин, 42 повозки с военным грузом, 4 танка, 15 орудий, 8 ДЗОТов, 5 складов, 12 железнодорожных вагонов и много другой боевой техники и пособников Гитлера. Всего в годы войны совершил более 100 боевых вылетов на штурмовике «ИЛ-2».

Также ушел на фронт со школьной скамьи Сергей Григорьевич Печенов, летчик, участник Великой Отечественной войны,  участвовал в боях за освобождение Украины, Венгрии, Австрии. Награждён двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени, двумя орденами Красной звезды.

Мирошников Николай Иванович ушел на фронт в 9 классе 1942 года и был направлен на обучение в минометное артиллерийское училище. Прошел с боями Польшу, Германию, Чехословакию, был участником сражения за взятие Берлина и освобождения Праги.

Воины – интернационалисты.

Чеботарев Сергей Анатольевич участник Афганской войны, выпускник нашей школы. Принимал участие в 4 рейдовых операциях. Сражался мужественно и стойко. 30 августа 1982, находясь в боевом охранении, заметил группу противника, пытавшуюся скрытно пройти мимо его поста.

Открыв огонь из ручного пулемета, Сергей Анатольевич сорвал замысел и в ходе завязавшегося боя был тяжело ранен и от полученных ран скончался на поле боя.

Прокопенко Андрей Борисович, выпускник нашей школы. В 1983 году проходил военную службу в Среднеазиатском военном округе, Туркестанском военном округе и Северо-Кавказском военном округе.

Аракелян Артур Коляевич в 1984 году призван в ряды Вооруженных Сил СССР. В 1989 году был направлен в Западную Группу  Войск / ГДР/. В 1991 году погиб при исполнении служебных обязанностей.

Также в школьном музее хранятся сведения об участниках Чеченской войны 1994-1996 годов, а именно Кибальников Сергей Сергеевич, Сиряцкий Алексей Валентинович.

Среди выпускников школы последних лет такие известные в городе и крае спортсмены, как Владислав Елькин, Ашот Маркарьян, Александр Маркарьян, Елизавета Бутенко, Сергей Матевосян, Григорий Шашаянц, Руслан Шаронов, Юлия Гониянц, Манук Миносянц

Чтобы сохранить историю прошлого, сохранить память о выдающихся личностях нашего края было принято решение реорганизовать школьную музейную комнату в школьный исторический музей «КЛИО».

Цели  школьного исторического музея «КЛИО»:

  1. Патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  2. Приобщить школьников к истории и культуре родного края;
  3. Познакомить школьников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины;
  4. Сформировать гражданскую ответственность за свою страну.

Это ставит перед школьным историческим музеем «КЛИО» новые задачи:

  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности;
  • Воспитание любви и уважения к прошлому своей Отчизны, края, города
  • Сохранение традиций школы;
  • Возвращение к исконно духовным ценностям;
  • Использовать культурных и исторических ценностей для всестороннего развития учащихся;
  • Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения исторической памяти народа.

Музей располагается на втором этаже нашей школы и содержит следующие экспозиции:

  1. «Его имя носит школа»
  2. «История школы»
  3. «Заслуженные учителя школы»
  4. «Листая страницы истории родного края»
  5. «Священна память о войне»
  6. «Юнармейцы — хранители воинской славы»
  7. «Морская душа»

Первая экспозиция посвящена Герою Советского Союза Александру Николаевичу Бражникову, его имя присвоено школе в 2020 году. В школьном музее отражена биография героя, его боевые заслуги перед Отечеством. Александр Николаевич легендарный выпускник нашей школы, основная цель экспозиции музея «КЛИО» знакомство обучающихся и гостей с его подвигами во время Великой Отечественной войны и изучение его жизненного пути.

Также имеются 2 стенда об истории школы, рассказывающие об истории школы и ее достижениях.

В экспозициях представлены материалы о первом здании школы, распоряжение о ее открытии, фотографии учителей, учеников, глядя на которые     можно    ярко представить то время, его трудности и первые успехи школьной жизни, зарождение традиций.  Имеются сведения о выпускниках школы, внесших заметный вклад в развитие города и края.

Четвертая экспозиция «Листая страницы истории родного края» посвящена изучению родной Кубани, ее развитие, а также отражена история нашего города Армавира, основанного в 1839 году. Представлены материалы о первом поселении, о быте селян и фотографиями Армавира в разные годы развития.

Особое место в нашей школе занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Всё дальше и дальше уходят от нас военные годы. Давно отшумели фронтовые грозы над русской землёй. Перепаханы окопы, засыпаны рвы и воронки от взрывов. Но святой долг нового поколения — никогда не забывать того, что сделали наши деды и прадеды.

В школьном историческом музее имеются стенды о выпускниках-героях Великой Отечественной войны. Здесь собраны личные вещи участников войны, которые являются реальными жизненными примерами мужества, смелости, истинной любви и преданности своей Родине.

Шестая экспозиция «Юнармейцы — хранители воинской славы», представлена с материалами фотографий и информацией о членах юнармейского отряда от 2016 года, его деятельности и достижениях.

Особое внимание заслуживает экспозиция «Морская душа». Наша школа активно взаимодействует с ветеранским формирование ВМФ «Морская душа» им. адмирала флота СССР Кузнецова Н.Г., что позволяет вести сбор исторической информации о военно-морском флоте, этапах его развития. Стенд содержит фотографии моряков — участников войны, образцы морской формы, знаки различия ВМФ разных лет, а также информацию об участии наших ребят в значимых мероприятиях города Армавира.

Фонды музея:

Основной фонд включает 246 экспонатов, это: экспонаты и документы времен Великой Отечественной войны, значки, книги, грамоты, архивные документы, фотографии.

Вспомогательный фонд – 22 экспонатов.
Таким образом, история школы с её богатыми традициями обычаями сегодня сохранена и представлена в школьном историческом музее «КЛИО». Создание школьного музея – это прежде всего, результат исследовательской работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», учит получать знания из самой жизни. Потенциал музеев в решении историко-культурных, воспитательных и образовательных задач огромен. Школьный музей должен становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

ФОТОГРАФИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «КЛИО» Посмотреть файл